Аннотация:Статья посвящена представлениям о миссии «интеллигенции»,
которые сложились в российской общественной мысли второй половины
XIX — начала XX. В богатой историографической традиции, посвященной теме
русской интеллигенции, этот вопрос пока разработан недостаточно. Тема в
основном остается публицистической. Однако этот вопрос уже в конце XIX в.
оказался принципиально важен в контексте самоидентификации «интелли-
генции». Автор статьи рассматривает складывание подобных представлений
у мыслителей консервативного, либерального и социалистического направ-
лений. В статье делается вывод, что дискуссии об «интеллигенции» в первую
очередь основывались на различных представлениях о ее отношении к народу.
И консерваторы-почвенники (И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский), и умерен-
ные либералы (А. Д. Градовский), и социалисты-народники (Г. И. Успенский,
Н. К. Михайловский) настаивали на просветительском долге «интеллигенции»,
вне которого она лишалась смысла существования. Просвещение понималось
преимущественно в идейном значении, а само понятие «интеллигенция» в ходе
дискуссий было переосмыслено: вместо «образованного общества» она превра-
тилась в «носительницу идеи». В начале ХХ в. секулярное понимание было до-
полнено религиозным (В. А. Тернавцев, Д. С. Мережковский, Вяч. И. Иванов,
А. А. Блок, С. Н. Булгаков). В этом новом осмыслении «интеллигенция» должна
была полностью преобразиться. Тем не менее преображение сохранило бы за
«новой интеллигенцией» ее ведущую общественную роль.