Аннотация:В статье рассмотрена церковная по происхождению документация по брачности. Проанализированы как опубликованные, так и архивные источники из хранилищ Петербурга, Вологды и Великого Устюга. Это венечные памяти, записные книги венечных пошлин и венечные разделы в приходо-расходных книгах архиерейской кафедры — они еще недостаточно выявлены и разработаны в нашем источниковедении. Разобрана терминология источников, восходящая к языческим обрядам древних славян. Показано соотношение нормативов брачных пошлин и реальной практики архиерейских кафедр и монастырей. Привлекаются также актовые источники и законодательные памятники церковного, канонического и гражданского права. Статья имеет широкие хронологические рамки: XVI — первая половина XVIII в. Это позволяет проследить эволюцию основных видов источников на протяжении
длительного времени, изменение размеров венечных пошлин за первый, второй и третий брак, организацию этого сбора должностными лицами
архиерейских кафедр. Приведены сравнения учета брачности в разных церковных институциях — архиерейских кафедрах, монастырях, в Патриаршем доме. На протяжении изученного времени величина пошлин за первый — второй — третий брак неуклонно возрастала. Достигнутые к концу XVII в. нормативы в дальнейшем стали образцом, на который в первой половине XVIII в. ориентировалось государство: 12–18–25–30 копеек. В 1714 г. был издан указ Петра I о взимании пошлин на лазареты с венечных памятей. Это вдвое увечило для населения расходы на
церковную регистрацию браков. При этом государство не определяло сами размеры пошлин, не вникало в эту сугубо внутрицерковную сферу. В практике двух епархий — в Вологде и Устюге в 1720-е годы размеры
взиманий еще более возросли по сравнению с концом XVII в. О фискальном значении этой статьи дохода в Вологодском архиерейском доме говорит высокая его доля в бюджете — до 36%. Это вызывало недовольство на местах и потребовало правительственного вмешательства. В указах 1730–1731 гг. отражено правительственное регулирование церковной практики взимания венечных пошлин, определены их более низкие размеры, единообразный порядок оформления записных книг венечных пошлин. Требования эти неукоснительно соблюдались в практике Устюжской епархии. В этом убеждает большой корпус пошлинных и лазаретных книг 1731–1765 гг. С их отменой в 1765 г. необратимым стал переход к метрическим книгам, как новой форме демографического учета в России.