Аннотация:Статья посвящена сопоставлению функций и значения мотива
заката и образа лучей заходящего солнца в произведениях Ф.М. Достоевского
и Андрея Белого. Сопоставление осуществлено в свете библейской концепции
о единстве стихий огня/света и о рождении огня при столкновении Божественного света с грешным миром. Показано, что раскрытие символического
значения этого образа у Достоевского невозможно без учета такой особенности в обрисовке им предметов природного мира, как интериоризация, то
есть включенность в кругозор и, соответственно, речь персонажа. Созерцание
лучей заходящего солнца персонажем символизирует его встречу с Господом
и осознание (скорее, только ощущение сначала) им своего недостоинства. Характер восприятия закатных лучей персонажем выступает маркером степени
его душевной (не)-чистоты, а знаменуемая ими Встреча является поворотным
пунктом во внутренней биографии героя и в развитии романного действия.
В соответствии с этим, мотив заката у Ф.М. Достоевского следует отнести
к ключевым динамическим мотивам, изменяющим сюжет. Это принципиально
отличает прозу Ф.М. Достоевского от последующей прозы русских символистов, в частности ранней прозы Андрея Белого. Здесь вечерняя заря, во-первых,
не противопоставляется утренней; во-вторых, выступает знаком ожидания
встречи, а не самой встречи и не самого начавшегося преображения личности;
в-третьих, подается не как личностное переживание и элемент интериоризированного ландшафта, но как коллективное переживание персонажей и элемент
«объективного» – точнее, «интерсубъектного» – пространства, поскольку для
символистской прозы характерна интерсубъектная целостность образа автора
Достоевский и мировая культура. Филологический журнал № 1. 2020
52
и духовных сущностей героев; в-четвертых, выступает как женская персонификация, что придает ожиданию встречи у младосимволистов эротический
характер. Вечерняя заря у Белого не является знаком поворота в духовной
биографии персонажа и в ходе сюжетного действия. Соответственно, если у Ф. М. Достоевского закат выступает в качестве динамического мотива, то у Андрея Белого заря (вечерняя, утренняя) выступает как мотив статический, не влияющий на ход событий, развивающихся согласно определенной архетипической схеме. Такой статус указанного мотива у Андрея Белого обусловлен новым типом художественной модальности и ослаблением сюжетности в новой
прозе, а главное, разностью мировоззренческих установок Ф. М. Достоевского и Андрея Белого.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, Андрей Белый, «косые лучи заходящего солнца», интериоризация, символ, мотив, младосимволизм, «новая проза», двоемирие, персонификация.