Аннотация:В статье проанализировано стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Показано,
что оно может быть рассмотрено в контексте апофатической традиции, с онтологических
позиций, когда реальный комментарий, поиск прототипов героини Нины уходит на второй
план или вовсе оказывается непродуктивным. Апофатизм лирического текста связан с
мифологемой безвременья, встречи ночи и дня, которую олицетворяет «луна на
убывании». Нина метафизически связана с архетипом луны, что в целом характерно для
творческой лаборатории поэта. Большое внимание уделяется языковой действительности
«Зимней дороги», неопределенному местоимению «что-то», обладающему семантикой
невыразимого в поэтическом языке, и фольклорному выражению «загляжусь не
наглядясь», представленному в модифицированном виде. Последовательный анализ
произведения в разветвленном культурно-историческом контексте с привлечением
культурологических методов, связанных с онтогерменевтикой, позволяет пересмотреть его
образную систему: Нина выполняет функции идеальной возлюбленной, образ которой
станет осевым для русской поэзии периода модернизма. Она является своего рода Софией
для лирического героя, пересекающего пространство смерти, холодное зимнее поле. Топос
поля в стихотворении Пушкина потенциально связан с «тем светом». Прикоснуться к
знаниям ноуменального мира лирический герой может только в момент безвременья, когда
с ним никого рядом нет и ямщик молчит, поскольку молчание также выступает, по
фольклорным представлениям, атрибутом сферы смерти. Но смерть носит временный
характер и связана с космическим перерождением в новом качестве.