Аннотация:Повсеместное распространение цифровых технологий и каналов коммуникации в самых различных сферах экономической деятельности и общественной жизни трансформирует существующие бизнес-процессы и порождает феномен, получивший название «цифровизация». Этот процесс самым естественным образом ставит перед менеджментом новые задачи и создает возможности для повышения эффективности управления. Управление с использованием достижений цифровизации называют умным управлением. Положительный эффект при нем достигается за счет использования возможностей технологий анализа больших данных и искусственного интеллекта (ИИ). Умное управление создает возможности для поиска решения задач в тех областях, в которых ранее эффективное получение результатов было невозможно или труднодостижимо. Например, при масштабировании обслуживания клиентов, кастомизации продуктов в потребительском секторе, мониторинге состояния рынка в режиме реального времени, при планировании стратегии продвижения товаров и услуг и выявлении их конкурентных преимуществ. Умное управление главным образом вводит новый подход к информационной работе в компании. Большие данные становятся неотъемлемой частью «топлива» для умного управления, технологии ИИ — во многом «двигателем». В статье показано, что доступность достижений цифровизации растет в результате развития и распространения информационных технологий. В настоящее время, несмотря на это, основными выгодоприобретателями цифровизации в управлении являются технологические компании и крупные коммерческие организации, так как они имеют доступ к финансовым ресурсам для инвестиций в разработку и внедрения технологии ИИ. Для гармоничного экономического развития необходимо создавать условия для доступа к достижениям исследований ИИ и для развития цифровых компетенций руководителей вне зависимости от форм и размера организаций, а также видов экономической деятельности.