Аннотация:Проявление черт карнавализации стало устойчивой тенденцией в современном социокультурном пространстве, а общение в Сети превращается в «виртуальное карнавальное шествие со всей его атрибутикой» (В. В. Миронов). Статья посвящена важной особенности современного интернет-дискурса — созданию благоприятных условий для развития смехового начала. Комическое противоречие подхватывается, тиражируется и парадоксально переосмысляется, что приводит к появлению мемов в сетевой коммуникации. В основе исследования — анализ механизмов формирования интернет-мемов, но основным предметом изучения становится более широкое комплексное явление, способное одновременно порождать и использовать другие, более мелкие и/или менее значимые единицы медиакоммуникации — интернет-мемы и хештеги. Авторы вводят понятие социоформулы, рассматривают его на примере феномена Я/МЫ и определяют место этого нового явления в парадигме сетевых коммуникативных единиц. Социоформула Я/МЫ рассматривается в аспекте речевого воздействия. Метод дискурс-анализа помогает установить, что она оказывает серьезное влияние на общественное сознание и поведение аудитории, становится проявлением характерной для медиа семантики солидаризации, маркером «свой — чужой», ценностным императивом, обладает способностью направлять мышление и поведение аудитории. Хронологические рамки исследования охватывают период с июня 2019 г., с момента появления в российском медиапространстве социоформулы «Я/МЫ Иван Голунов», по ноябрь 2019 г. Авторы ставят своей целью на примере «хроники одного карнавала» продемонстрировать, как комическое проявляет себя в новом, медиатизированном, обществе, как парадоксальное переосмысление приводит к тому, что влиятельная и востребованная социоформула Я/МЫ из маркера консолидации и признака открытого общества
прямо на глазах аудитории превращается в интернет-мем. Но, в отличие от интернет-мема, который в первую очередь понимается как разновидность сетевого юмора, социоформула проявляет способность возвращаться к исходной функции, и эта ее ключевая особенность позволяет говорить о появлении новой значимой единицы медиакоммуникации.
Ключевые слова: карнавал, комическое, мем, социоформула, Я/МЫ, сетевая коммуникация.