Аннотация:Существует ли специфическая система мотивации на государственной службе? На этот вопрос отечественные и зарубежные специалисты
не дают однозначного ответа. Автор систематизирует результаты многочисленных сравнительных исследований особенностей мотивации работников в государственных и частных организациях. Инновационные подходы
к мотивации чаще всего зарождаются в коммерческом секторе, и отнюдь
не все из них находят применение на государственной службе. Мотивация
государственных служащих в России и за рубежом остается относительно стабильной. При этом ряд факторов нематериального стимулирования
и, прежде всего, построения карьеры играют здесь особую роль. Сравнительный анализ трудовой мотивации в организациях государственного и
частного секторов экономики позволяет определить общие и отличительные мотивационные потребности служащих двух секторов. Исследования
такого рода проводились неоднократно и зачастую их результаты подталкивали ученых к новым дискуссиям и, как следствие, к открытиям
в области менеджмента и управления человеческими ресурсами.
Результаты таких исследований могут быть использованы для дальнейшего развития таких концепций, как новое государственное управление
(New Public Management). Значение сравнительных исследований возрастает
по мере дебюрократизации общественных отношений, стремления создать
“сервисное” государство. Поскольку в этих процессах неизбежно оказываются задействованными сами коммерческие структуры или продукты их
деятельности, прежде всего инновации в области менеджмента, возникает
острая необходимость создать условия для продуктивного сотрудничества
государственного и частного секторов.
Автор указывает на важность ответственного подхода к созданию
благоприятной среды для обмена опытом и социальными технологиями
между государственными и частными организациями, в том числе посредством трансформации системы мотивации в государственном секторе. Вносимые изменения должны отвечать потребностям в придании государственным структурам большей гибкости и динамизма при сохранении их сущностных особенностей и общественно значимых целей. Удачным, хотя и небесспорным источником для заимствований эффективных
инструментов и технологий мотивации может также служить опыт
развитых стран, которые несмотря на существующие отличия в организации деятельности государственных служб успешно развивают потенциал взаимовыгодного обмена инновациями между государственным и
частным секторами экономики.