Аннотация:Статья проф. В.М.Толмачева общим объемом в 2,5 а.л. посвящена проблеме общего описания, а также типологии французского натурализма 1860 - 1880-х годов. Автор касается тематики, проблематики, поэтики, дискурсивного измерения прозы Ж. и Э. де Гонкур, Э. Золя, Г. де Мопассана, важности для натурализма как адаптированного им к своим нуждам творчества Г.Флобера, так и романтической традиции, которая им не столько отрицается, сколько воспроизводится на новых, физиологических или вещных основаниях. Центральные ценности натуралистского видения мира и творчества - всепроникающая витальность бытия, телесность письма, социально-биологический (социально-эротический) критицизм, защита "живого" (молодого, любящего и т.п.) и критика всех форм "мертвого". Различные версии натурализма - эпический натурализм Золя, "классицизированный" натурализм Гонкуров. Наиболее подробно автор останавливается на "артнатурализме" Мопассана. В.М.Толмачев подробно останавливается на биографии писателя, его круге чтения, значении для него Флобера. В статье подробно проанализированы романы "Жизнь", "Милый друг". Если первый выполнен в флоберианской манере (при сохранении главной проблематики натурализма) и развивает темы биологической закономерности одиночества, фатальной цикличности жизни, эротики как наиглавнейшей, хотя и иллюзионной, ценности бытия, то роман "Милый друг" золаистичен, эксплуатирует возможности натуралистского гротеска, сатиры. Тем не менее, и в нем, на взгляд В.М.Толмачева, проявляют себя автобиографизм, апология эротики (как глубинного свойства мира), обостренное переживание жизни как праздника на фоне необратимости смерти.