Аннотация:Рассматриваются температурные и геокриологические условия активизации криогенных процессов при различных типах квазистационарного температурного состояния (КТС) дорожных насыпей и мерзлых грунтов в их основании. Всего в пределах криолитозоны выделены четыре типа КТС — устойчивый (в работе рассмотрен на примере климатических условий метеостанции (м/с) «Амдерма»), переходный низкотемпературный (на примере климатических условий м/с «Норильск»), переходный высокотемпературный (на примере климатических условий м/с «Якутск») и неустойчивый (на примере климатических условий м/с «Чита»). Для них проведено математическое моделирование сезонных и многолетних изменений температурного поля в дорожных насыпях и их основаниях. В результате прогноза получены данные о потенциальной активности неблагоприятных криогенных процессов (термокарста, пучения, морозобойного растрескивания) и проявлении ползучести мерзлых грунтов в условиях различных типов КТС геотехнических систем дорожных насыпей в криолитозоне. Установлено, что термокарст чащевсего проявляется в условиях неустойчивого и переходного высокотемпературного типов КТС (развивается в грунтах при относительной осадке при оттаивании более 0,2 д.ед.). Прогноз показал, что наибольшую активность криогенное пучениев тонкодисперсных грунтах насыпи будет иметь при неустойчивом и переходных типах КТС. Согласно полученным данным, морозобойное растрескивание будет активно во всех типах КТС. По результатам выполненных расчетов, ползучесть мерзлых грунтов представляет наибольшую опасность в условиях переходного высокотемпературного типа КТС. Сделаны выводы о неоднозначности причин наиболее распространенных типов деформаций дорог в криолитозоне и необходимости учета полученных результатов при планировании инженерной защиты.