Потенциально конфликтогенные зоны в языковом сознании билингвастатья
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 августа 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена выявлению, фиксации и анализуконфликтогенных зон в содержании ассоциативного (психологического) значения слов в языковомсознании носителей русского, казахского и якутского языков / культур в современном полиэтническом социуме. Сопоставительные исследованияассоциативного значения слов-эквивалентовв разных языках обнаруживают количественнои качественно фиксируемые несовпадения в структуре значения, которые в ситуациях межъязыкового (межкультурного) взаимодействия являютсяпотенциально конфликтогенными и в указанныхситуациях проявляют себя как на осознанном,так и на неосознаваемом уровне. Метод исследования — свободный ассоциативный эксперимент,который проводился на родном языке испытуемых(якутском и казахском) и русском языке. Испытуемыми были национально-русские билингвы (якутыи казахи) и русские — студенты различных вузовв возрасте от 17 до 25 лет, не менее 100 человекв каждой выборке (мужчины и женщины в равномколичестве). В качестве слов-стимулов выбраносемантическое поле «семья». Экспериментальный материал проанализирован с помощью модифицированного семантического гештальтаЮ.Н. Караулова. Полученные данные позволилиустановить имеющиеся различия в содержанииязыкового сознания носителей русского, казахского и якутского языков / культур и ответитьна вопрос: как влияет на содержание языковогосознания билингва язык (родной, второй) и роднаякультура? Результаты исследования могут бытьиспользованы для оптимизации межкультурногообщения и предотвращения коммуникативных ииных конфликтов.Ключевые слова: а