Конструирование блоков аналитических и холистических задач и их эмпирическая проверкастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 февраля 2021 г.
Аннотация:На основе теоретического анализа литературы впервые описаны два критерия, характеризующие аналитические и холистические задачи: пошаговость решения и возможность дробления задачи на отдельные элементы. Аналитические задачи описываются как задачи с пошаговым решением и сравнительно небольшим количеством альтернатив. Холистические задачи описываются как задачи, требующие симультанного решения и несчетного числа альтернатив. При опоре на эти критерии были отобраны по три типа аналитических («Рыцари и лжецы», задачи на соответствие, «Выделение существенных признаков») и холистических (Анаграммы, Моральные дилеммы, задача на ассоциации) задач. В исследовании приняли участие 84 испытуемых, разделенные с помощью шкалы аналитичности–холистичности на аналитичную (N = 38) и холистичную (N = 46) группы; респонденты решали предлагаемые задачи в индивидуальном порядке. Было показано, что блоки аналитических и холистических задач обладают высокой степенью внутренней согласованности (стандартизированная альфа равна 0,77 и 0,68 соответственно), что говорит об их внутренней консистентности. Также было показано, что обобщенные показатели решения задач значимо коррелируют с аналитичностью–холистичностью решавших их испытуемых, что подтверждает их валидность относительно аналитичности–холистичности. Сделан вывод о возможности теоретического и эмпирического выделения задач, успешность решения которых связана с аналитичностью–холистичностью мышления. Полученные результаты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода, а аналитичность–холистичность рассматривается как отображение элементов культур разного типа.