Аннотация:В свете такого направления социологии, как «социальная структура, социальные институты и процессы» (22.00.04) актуально рассмотрение такого фундаментального социального института, как образование. В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогических кадров в диахронном аспекте. Проведен социальносоциологический анализ состояния вопроса в отдельно взятом регионе России - Брянском уезде Орловской губернии на таком временном промежутке, как рубеж XIX-XX веков. Актуальность рассмотрения исторического опыта по подбору и обучению педагогических кадров не вызывает сомнения. Успех образования во все времена решающим образом зависел от уровня преподавания. В современном социуме вопросы реформирования образования стоят очень остро, поэтому правомерным является наше обращение к историческому прошлому. После крестьянской реформы резко возросла потребность в образованных людях, а следовательно, необходимо было подготовить много учителей, преподавателей. Огромную роль в повышении квалификации учителей сыграли различные долгосрочные и краткосрочные педагогические курсы. Для анализа данных использованы следующие методы исследования: исторический, социологический, количественные метод анализа данных (одномерный статистический анализ). Проведён глубокий анализ источниковой базы исследования - работ Гусева Д.В., Заболотного Н.Ф., Космодамианского М., Соколова Я.Д., материалов государственных архивов Брянской и Орловской областей. Результаты проведенного исследования состоят в том, что проанализирована система подготовки педагогических кадров в данный период времени, дана развёрнутая картина этого явления в отдельно взятом уезде Российской империи. Такой анализ необходим для применения исторического опыта в современных условиях - в период системных новаций в российском образовании.