Аннотация:Под экосистемными услугами понимаются все те выгоды, которые люди получают от экосистем. Выделяются четыре типа экосистемных услуг: обеспечивающие, регулирующие и культурные, а также поддерживающие услуги, которые необходимы для производства всех остальных экосистемных услуг. Культурные услуги подразумевают рекреационные, образовательные, духовные, эстетические, религиозные и другие нематериальные выгоды, получаемые от экосистем. Концепция «зеленой инфраструктуры» активно развивается в практике территориального планирования развитых зарубежных стран, но пока еще не получила широкого распространения в России. Больших успехов в этом направлении достигла Япония. В состав «зеленой инфраструктуры» включают как природные территории (леса, луга, водно-болотные угодья и другие), так и зеленые насаждения, выполняющие функции регулирования климата и речного стока, защиты от наводнений и других опасных природных процессов, очистки воздуха и воды, обеспечения местообитаний животных и птиц, и другие. Очень важную роль играют культурные функции «зеленой инфраструктуры». Япония имеет давние традиции комплексного, многофункционального использования самых разных элементов зеленой инфраструктуры. Современная интенсификация всей японской экономики наряду с такими процессами как сокращение численности и старение населения, особенно в сельских районах, приводит к значительной утрате многих важных экосистемных функций и услуг. Поэтому на современном этапе большое внимание уделяется поддержанию традиционных методов природопользования с целью сохранения экосистем и их услуг. В статье на примере Японии рассматриваются экосистемные услуги различных элементов «зеленой инфраструктуры»: лесов, рисовых полей, прибрежных ландшафтов.