Аннотация:Изучались особенности языковой компетенции у подростков с расстройствами личности и поведения в связи с органическими поражениями мозга или нарушениями развития в сравнении с группой нормы. Обнаружены межгрупповые различия в успешности нахождения смысловых и грамматических ошибок в предложениях и текстах, передаче смысла наглядных ситуаций в речи. Наблюдаются количественные и качественные межгрупповые различия в диалоговой речи, различия в стилях дискурса. Работа с текстами с квазисловами у подростков с психическими отклонениями происходит с нарушением смысловой целостности, слабо учитывается грамматический/словообразовательный контекст, при переводе квазислов на русский язык часта ориентация на звуковое сходство с реально существующими словами. Результаты могут иметь значение для практики диагностической и коррекционно-обучающей работы с подростками с психическими нарушениями.