Аннотация:Статья посвящена философской трактовке «вещи», которая обрела в истории мысли неожиданные и противоречивые коннотации. Традиционное представление о вещи, восходящее к Аристотелю, относит её к природным основаниям. Поэтому в трактовке античного философа вещь обладает автономией и служит источником движения и покоя. Предметы, созданные искусственным путём, как показывал Аристотель, онтологически менее значимы и в большей степени ущербны. В классической традиции, как утверждается в статье, мир вещей переживается как мир падший. Он влечёт за собой и отчуждение того, кто его создал. Таков фундаментальный принцип: подчинять - значит не просто видоизменять подчиняемый элемент, но и видоизменяться самому. Антропологическая трактовка вещи содержится в работах И. Канта. Его мысль связана с противопоставлением вещи и человека. Подчеркивая, что нельзя человека судить по аналогии с вещью, Кант возвышает статус человека. Глубокая экспертиза вещи содержится в работах М. Хайдеггера. Немецкий философ обращает внимание на ценность и особость вещи. Трактуя вещь как сущее, он в то же время отмечает, что в событии мира как мира, в вещественности мира издалека даёт о себе знать приближение самого бытия. Очередная метаморфоза вещи содержится в работах Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, Сл. Жижека. Они отвергают право человека относиться к животному как к вещи. Полной контроверзой этим концептам служит современная тенденция преобразить человека, превратить его в вещь, выполняющую определённую функцию в социуме.