Аннотация:Исследование является ключевым элементом пре-адаптивности (по А.Г. Асмолову), то есть готовности решать неожиданные и даже непредвиденные жизненно важные или повседневные задачи. Исследовательский инстинкт, любопытство присущи ребенку с рождения. Традиционная школа, начиная с детского сада, в целом успешно этот инстинкт подавляет, вытесняет его исполнительностью, послушанием, аккуратным выполнением заданного алгоритма, не отвлекаясь на вопрошание и т. п. Также она подавляет стремление ребенка к коммуникации и творчеству, к тому, чтобы учиться и учить. В современном быстро меняющемся мире такая ситуация недопустима. Цифровые технологии позволяют эту ситуацию преодолеть. В статье показано, как подход исследователя и изобретателя реализуется в математике, русском языке и других предметах. Современные подходы к проблеме развиваются, в частности, в Программе РФФИ «Фундаментальные основы цифровой трансформации общего образования».