Глубинные метафоры в произведениях В.Токаревой: проблемы понимания для изучающих русский язык (на примере рассказа "Рубль шестьдесят - не деньги")статья
Аннотация:Статья посвящена рассмотрению некоторых глубинных метафор, представленных в рассказе В.Токаревой «Рубль шестьдесят – не деньги» и восходящих к архетипическим представлениям, лежащим в основе окультуривания мира человеком. В статье представляются основные взгляды исследователей на природу метафоры. Особо оговаривается, что метафоричность является важнейшим инструментом осмысления и оязыковления мира. На основе взглядов ведущих исследователей в области изучения метафоры и гипотезы о существовании базовых метафор подчеркивается принадлежность «глубинных» метафор архаическим слоям сознания и их связь с языком. В фокусе внимания в данном случае находится глубинная метафора ПУСТОТЫ. Высказывается предположение, что ПУСТОТА предстает как воплощение базовой метафоры ОТСУТСТВИЯ / «НЕБЫТИЯ», которая является воплощением одного из полюсов важнейшей оппозиции ЕСТЬ / НЕТ – одной из древнейших, но в то же время актуальных сегодня, поскольку, по данным ассоциативных экспериментов, единицы есть и нет стабильно входят в ядро языкового сознания носителей русского языка.В статье выявляются и анализируются конкретные образы, являющиеся результатом метафорического осмысления мира сквозь призму ПУСТОТЫ: одиночество – пустота, непонимание – пустота, безысходность – пустота, никчемность / ненужность – пустота. Также анализируются образы города, воды и кольца, которые способствуют раскрытию данных метафор. Проведенный анализ позволил сделать выводы о необходимости учета глубинных метафор, присутствующих в художественных текстах, при переводе и в практике преподавания русского языка как иностранного.