Аннотация:Один из древнейших городов мира Бенарес (Каши) и по сей день является центром индуизма, священным городом для миллионов индусов. На протяжении веков многочисленные паломники посещают этот город на берегах Ганга. Бенарес изучают исследователи и воспевают поэты, ему посвящают научные конференции и снимают кинофильмы.
Данный доклад обращается к Бенаресу последней трети 19 века, каким он изображен в драматической форме. Родоначальник и признанный классик литературы хинди Бхаратенду Харишчандра (1850-1885) практически всю свою недолгую, но насыщенную и активную творческую жизнь провёл в этом вечном, как верят индусы, городе. Доклад основан на рассмотрении его незавершенной драмы «Жрица любви» (PremjoginI, 1874-75), в которой предстаёт священный Бенарес с точки зрения человека верующего, но живущего в эпоху Просвещения. Две первые сцены, опубликованные в журнале «Харишчандра Чандрика», имеют подзаголовок «Теневые картины или пара хороших-плохих фотографий Бенареса». Бхаратенду действительно считался хорошим фотографом, сохранились сделанные им дагерротипные изображения родного города, поэтому такой подзаголовок не случаен. Драматург использует классическую форму санскритской натики, при этом он стремится к достоверному изображению Бенареса. Оно сочетает и положительные, и негативные стороны жизни города, в его религиозном и светском обличии.
Первые две сцены, место действия которых площадь у храма (mandir kaa chauk) и район Гаиби (gaibii), были продолжены еще двумя. Третья сцена - своеобразный путеводитель по Бенаресу 70х годов ХIX в.. Это разговор на ж/д. станции Мугхал Сараи (Mughal Sarai) с направляющимся в Калькутту иностранцем, которому настоятельно советуют посетить и Бенарес – ведь он из древнего центра индуизма преображается в современный город. Место действия четвертой сцены - гостиная маратхского брахмана Бхубхукшита Дикшита. Драма осталась незавершенной, но она дает живое и динамичное представление о жизни вечного города. Её главный герой, Рамачандра (а вместе с ним и зритель/читатель) совершает почти реалистичную, в духе эпохи Просвещения, прогулку по Бенаресу. В «Жрице любви» создается ощущение нарастающего, порой стремительного движения, которое сменяется статикой. Благое и дурное, новое и отжившее, религиозное и светское изображается с помощью образов брахманов и просвещенной молодёжи, которая стремится превратить свой город из религиозного центра в столицу Просвещения и культуры.