Аннотация:В статье впервые поставлена проблема изучения в современных российских реалиях научной деятельности во взаимосвязи процессов модернизации, романтизации и девиации. Наиболее трудная задача уловить характер процесса романтизации, протекающего в глубинах науки, тогда как на поверхности видны события, связанные с модернизацией и девиацией. Но, именно, романтизм ученых позволяет им сохранять определенные базовые ценности науки в условиях, когда реформы проводятся в интересах номенклатурного класса, имеющего свои привилегии и свою собственность, и, по существу, являющегося главным фактором девиантного поведения ученых. Проявление же романтизма можно в первом приближении выразить в идеалах научной деятельности: во-первых, представление о том, что самая большая ценность в науке сам ученый-демиург. Этот тезис лучше всего характеризует ответ выдающегося естествоиспытателя и яркого представителя романтизма начала XIX в. Г. Дэви на вопрос, какое свое научное достижение он считает наиболее важным, тот ответил – открытие Майкла Фарадея ;
во-вторых, вера ученого в то, что он сам вправе выбирать любые проблемы, которые ему наиболее интересны, противодействуя тем самым распространению технократического подхода в науке по Маслоу;
в-третьих, холистический взгляд на изучение объектов и явлений в природе и обществе. Его хорошо выразил Чаргафф: «Некоторые надеются на то, что все осколки мира знаний в конце концов сольются в единую картину; но до сих пор такого не бывало, и не похоже, что это случится в будущем, потому что чем более мы дробим наши знания, тем менее способны их интегрировать» ;
и, в-четвертых, невозможность заниматься никаким другим видом деятельности кроме научного творчества (уход из науки как трагедия).