Место издания:Издательско-полиграфический центр "Научная книга" Воронеж
Первая страница:10
Последняя страница:13
Аннотация:Понятие «ресурс» широко используется во многих областях знания. Ресурсные модели применяются как в микроэкономике и в теориях обработки информации, так и в психологии и педагогике (8). Термин является многозначным, но все чаще понимается как «количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат» (4).
Когнитивные ресурсы в широком смысле слова — это способность человека обрабатывать информацию. В более узком смысле – это количественная характеристика когнитивной системы, определяющая возможности достигнуть желаемого результата при решении задач в текущей ситуации. Возможности определяются, с одной стороны, знаниями и опытом выполнения той или иной познавательной деятельности, а с другой – уровнем и средствами организации этой деятельности. В частности, в своих ранних работах Д.Канеман (5) связал доступность и характер распределения ресурсов со сложностью и уровнем автоматизации, а также с мотивационными факторами выполнения задач, а в дальнейшем показал зависимость распределения когнитивных ресурсов от текущих состояний (12). Обычно учитывается наличный уровень активации нервной системы, возможности распределения внимания, использования рабочей памяти, подключения тех или иных систем решения проблем т.п.(11) Оценка и определение путей повышения возможностей человека в реализации познавательной активности имеет большое значение для повышение эффективности обучения как в средней, так и в высшей школе (8, 9).
Оценка системы когнитивных ресурсов человека
На основе анализа многочисленных исследований, связанных с ограничениями в обработки информации человеком, были выделены структурные компоненты когнитивных ресурсов и разработан компьютеризированный комплекс методик для их оценки. Данный диагностический инструмент позволяет определить потенциал использования ресурсов внимания, рабочей и долговременной памяти, способности к обработке числовой, вербальной, образной информации. (7). С помощью него были проведены несколько циклов экспериментальных исследований (1; 6; 10). В этих работах было показано, что когнитивные ресурсы могут быть рассмотрены как система, которая в сложных условиях (в частности, при возрастании операциональной или эмоциональной напряженности) не исчерпывается, а реорганизуется, при этом происходит смена стратегий когнитивного выполнения. Было также установлено, что эта реорганизация зависит от ряда объективных и субъективных факторов.
В одном из последних исследований (3) студенты и специалисты в области психологических, медицинских, лингвистических и информационных наук должны бы решать серии когнитивных задач в ординарных условиях, а также при усилении когнитивной нагрузки (увеличивался объем информации и повышалась сложность необходимых ментальных операций) и эмоционального прессинга (индуцировалась тестовая или экзаменационная тревога). Результаты позволили устверждать, что доступ к ресурсам и контроль за их использованием зависит от типа и сложности заданий. Было также показано, что опыт обучения и профессиональной деятельности влияет на характер используемых когнитивных стратегий и распределения когнитивных ресурсов. В частности, было продемонстрировано, что будущие и работающие программисты более эффективно справляются с усилением операциональной напряженности (когнитивной нагрузки), а будущие и работающие врачи с усилением эмоциональной напряженности. Были выделены и описаны характерные изменения в стратегиях информационной обработки и установлены критерии их оптимальности.
Пути преодоления ограничений
Сначала интерес к когнитивным ресурсам возник со стороны анализа ограничений и определения пределов в переработке информации. Появились понятия «ограниченной пропускной способности», «когнитивной нагрузки», «объема переработки», «тайм-прессинга» и др., стали активно изучаться факторы, оказывающие влияние на когнитивные возможности человека (14). В дальнейшем исследователи все чаще обращаются к поиску путей преодоления ограничений, развития возможностей в решении когнитивных задач (11). При этом можно выделить нсколько направлений разработки средств преодоления ограничений в переработке информации: 1) они могут быть направлены либо на внешние условия, либо на внутренние способы деятельности; 2) они могут быть направлены либо на преодоление трудностей и оптимизацию, либо на развитие и готовность справляться с будущими трудностями.
В одном из наших исследований (13) были проанализированы изменения когнитивных процессов, связанные с возрастом, а также виды повседневной интеллектуальной активности, способствующие поддержанию сохранности когнитивных ресурсов. По результатам исследования было выявлено, что использование когнитивных ресурсов видоизменяется (в большинстве случаев ухудшается) с возрастом. При этом было показано, что вовлеченность в такие виды деятельности как чтение книг, просмотр образовательных телепередач, деятельность за компьютером в целом и активность в интернет-среде способствуют более успешному решению когнитивных задач при достижении определенных возрастных рубежей. Также было продемонстрировано, что создание особой развивающей среды может поддерживать систему когнитивных ресурсов в активном состоянии.
В другой работе (2) были установлены связи между различными компонентами системы когнитивных ресурсов и осознанностью. Под осознанностью (в английском языке используется термин «mindfulness») понимается сложный комплекс когнитивных и аффективных установок и навыков, связанных с контролем внимания и увеличением осведомленности о содержании и динамике текущих психических процессов. Другими словами, можно говорить о способах управления когнитивными ресурсами. При этом одним из характерных признаков осознанности является то, что она может подвергаться тренировке.
Для выявления уровня осознанности использовались два недавно адаптированных на русскоязычной выборке опросников осознанности: Шкала MAAS и Шкалы FFMQ. Было установлено, что осознанность вносит вклад в эффективность решения когнитивных задач, связанных с вниманием и рабочей памятью. Люди с более высоким уровнем осознанности быстрее и более точно решают когнитивные задачи, совершают меньше ошибок, более эффективно и гибко используют свои когнитивные ресурсы при решении каждого из предложенных в эксперименте заданий. Здесь открывается совершенно новый путь расширения возможностей человека в использовании когнитивных ресурсов.