Аннотация:Лес как локус подвижничества в древнеиндийской культуре. Оппозиция понятий “лес - город”. Круг мотивов, связанных с обителью подвижников (ашрама) в эпосе и придворной литературе I-V вв. Образ отрешившегося и его обители, данный извне в долитературной и литературной джатаке. Стихи отрешившихся от мира: тематика, стилевые особенности. “Лесная” тема у Бхартрихари (первая половина I тыс. н.э.). Похвала лесу (т.е. - пустынножительству в противовес городской суете) в литературной санскритской джатаке III-V вв. (Арья Шура, Харибхатта). Отрешение от мира как один из важнейших сюжетов буддийской литературы. Плач по уходящему в лес герою в махакавьях Ашвагхоши (I-II вв.) как модификация сходных плачей в “Рамаяне”. Аналогичные плачи в литературнй джатаке. Образ леса как места, непригодного для жизни и полного опасностей. Противопоставление лесной и дворцовой жизни. Лес как событийное пространство. Ритуалы перехода, сюжетные схемы, коренящиеся в архетипе обрядов инициации. Роль этих сюжетных схем в основном сюжете санскритского эпоса (“Махабхараты” и “Рамаяны”), во вставных сказаниях. Лес как место завязки сюжетных линий в авторской литературе. Столкновение двух миров: конфликт царя и подвижника. Два вида подвижников (тапасвинов) в небуддийских текстах Древности: грозный и благостный. Связанный с ними круг сюжетов. Джатаки о таких конфликтах у Арья Шуры и Харибхатты. “Джатака о Шьенаке” Харибхатты: уход царя в лесную обитель, где его бывший министр уже обрел могущество превыше войск и царств. Лес как декорация. Эпические описания-каталоги (перечисление пород деревьев и животных), отличие чудесного пейзажа от обычного (исполинские размеры, упорядоченность). Описания лесного пейзажа в придворной литературе (эпическая поэма-махакавья, средневековый роман): структура и мотивный состав. Сопряжение отдельных элементов описания в сценки, при сохранении глубинной схемы каталога. Сведение описания леса либо к описанию окультуренного парка, состоящего из цветущих деревьев, либо к описанию сезона, во время которого герой посещает его (весны, лета). Описания леса как экспозиция “лесных” джатак в составе сборников Арьяшуры и Харибхатты.