Аннотация:Статья посвящена сравнительному исследованию национальных моделей организации высшего образования. За основу анализа взяты системы высшего образования США, Германии, Нидерландов, Китая и России. Автором предложена система критериев, на основе которых можно разграничить принципы организации системы высшего образования в разных государствах: отнесение высшего образования к частным (удовлетворяемым на основе частного платежеспособного спроса потребителей) или коллективным (опекаемым) благам, организация финансирования системы высшего образования, барьеры (фильтры) для обучающихся на входе и на выходе, степень коммерциализации вузов, роль академического сообщества.
На основе проведенного исследования выделены идеально-типические модели организации высшего образования, существующие в развитых и быстро развивающихся странах: рынок частных услуг, государственный патернализм, рынок мериторных благ, квазирынок и гибридная модель.
Рынок частных благ характеризуется платным высшим образованием для студентов и низким государственным регулированием. Государственный патернализм характеризуется предоставлением бесплатного доступа к образованию. В модели мериторного рынка оплата образовательных услуг осуществляется на паритетных началах государством и домохозяйствами. Для квазирынка характерен
управляемый государством рынок частных благ с высокой селекцией на входе по знаниям и способностям. Гибридная модель сочетает государственный патернализм для одних
с рынком частных услуг для других потребителей.
Сделан вывод о том, что низкий уровень финансирования и коммерциализация деятельности государственных
вузов порождают многие проблемы российского высшего образования, прежде всего падение качества образовательных услуг и обесценение диплома как результата образовательной деятельности.