Аннотация:Статья посвящена осмыслению способов объяснения интеллектуальных способностей в свете новых разработок в области искусственного интеллекта и открытий, связанных с изучением сложного адаптивного поведения животных на основе системы вознаграждения. В работе обозреваются последние достижения в области построения биологически правдоподобных алгоритмов обучения, цель которых объяснить большой объем накопившихся данных из области нейронаук о функционировании системы вознаграждения. В рамках этого подхода предлагаются алгоритмы обучения с подкреплением как основа для любого рода познавательной деятельности. Понимание интеллекта как набора гибких адаптивных способностей для достижения цели дает новую концептуальную схему для объяснения работы мозга на функциональном уровне. Формирование прогнозов на будущее, построение временных шагов и существование внутренней системы оценки в таких системах психологически и биологически правдоподобно и потенциально может стать новой вехой в изучении интеллекта.