Аннотация:В статье описывается феномен молчания в поздней прозе Достоевского.Рассматриваются философский, сюжетообразующий, психологический аспекты молчания.Дается определение монолога исповедального типа как дискурсивного жанра, со специфическими ролями говорящего и молчащих слушателей, преобладание которого в прозе Достоевского позволяет скорректировать понятия полифонии и диалога применительно к поэтике писателя. Условность «другого» при исповедальном монологе подтверждается отсутствием у слушателей «завершающих» функций. В большинстве случаев в зрелом творчестве писателя сохраняются только болезненно активные остаточные формы диалога, в товремя как роль специфического монологического дискурса, порожденного молчанием иобусловленного им, неуклонно возрастает.Выделяется три различных по семантике и функции типа молчания: 1) «подпольное»молчание как концентрированное выражение разобщенности людей в эпоху «всемирногоуединения»; 2) «ролевое» молчание слушателей при дискурсивном жанре исповедальногомонолога; 3) «сакральное» молчание Христа, знаменующее переход на иной, высший уровень общения.