Изменение поверхности углерод-углеродных композитных материалов при трениистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:Исследованы образцы углеродных волокнистых композитов на основе графитированных и карбо-низованных волокон, применяющиеся в узлах фрикционного назначения. Проведены трибологиче-ские испытания, моделирующие условия эксплуатации на машине трения ИМ-58, после чего поверх-ность трения изучена методами СЭМ и СЗМ. Проведено исследование срезов материалов методамиСЭМ, проведён рентгеноструктурный анализ образцов и исследование пористости материалов. Уста-новлены особенности структуры поверхности трения и механизмов изнашивания материалов. Выяв-лены особенности изменения приповерхностных слоёв композита при высоких контактных давле-ниях и температурах. Установлено, что отличия в температуре термообработки волокон вызываютразличия, как в структуре самих волокон, так и в структуре матрицы и распределении волокон в объ-ёме материала. Более жёсткие графитированные волокна лежат практически параллельно поверхно-сти трения, в то время как более гибкие карбонизованные волокна могут лежать под небольшимиуглами к рабочей поверхности. Материал на основе графитированных волокон имеет вдвое большуюизносостойкость, меньшую общую пористость (12 % против 17 %) и меньшую глубину измененияподповерхностных слоёв при трении (~ 34 мкм против ~ 64 мкм). Рассмотренные в работе композитышироко применяются в качестве материала для изготовления авиационных тормозных дисков, полу-ченные результаты могут быть использованы для увеличения ресурса авиационных тормозов и улуч-шения их характеристик.