Аннотация:На основе концепции Ю. С. Степанова о трех парадигмах в истории лингвистики, философии и искусства (семантической, синтаксической и прагматической) в данном исследовании выделены три фазы лингвоэстетического поворота в теории языка и в художественном языковом эксперименте ХХ в.: формально-семантическая, функционально-синтаксическая и акционально-прагматическая. Проанализированы лингвокреативные техники, задействуемые художественным дискурсом в экспериментальной реализации на протяжении ХХ в. преимущественно в русской и англо-американской литературе, и соответствующие этим техникам лингвистические процедуры, открываемые в лингвистике двадцатого века как пути к новым теориям языка. Материал исследования говорит о комплексных и продуктивных взаимодействиях между экспериментально-художественным и научно-лингвистическим дискурсами. Лингвокреативные техники литературного эксперимента согласуются с техниками анализа языка в лингвистических теориях ХХ в.