Аннотация:Курдский регион Ирака на протяжении многих лет оставался одним из неизведанных районов в мировой углеводородной промышленности. Создание благоприятных условий для привлечения международных компаний в нефтегазовый сектор региона определило его экономическое развитие. Открытие новых месторождений нефти и газа расширило экспортные возможности региона и укрепило его политические позиции. Закрепление возможности торговли и прямого лицензирования соглашений о добыче с иностранными компаниями в собственном законодательстве на фоне размытой федеральной конституции в этих вопросах позволило утвердить самостоятельную экономическую политику региона в законотворческой сфере.Занятие курдами богатого нефтью региона Киркук в 2014 г. сгладило экономические проблемы, вызванные активизацией ИГИЛ, увеличением военных расходов, притоком беженцев и падением цен на нефть. После референдума о независимости Курдского региона Ирака в сентябре 2017 г. отношения с его ближайшими соседями осложнились. Киркук перешел под контроль иракской армии с помощью проиранских отрядов, а курдское правительство потеряло контроль над значительными нефтяными месторождениями, приносившими половину его доходов. Некоторые компании заморозили свои проекты или покинули регион, особенно те, чьи лицензионные участки находились на спорных территориях. Остальные игроки продолжили наращивать добычу на разрабатываемых месторождениях.Наличие долгов перед ними со стороны курдского правительства препятствует этому процессу и замедляет доступ к международному рынку газа. Бюджетные договоренности, согласованные с 2018 г. и соблюдаемые с переменным успехом, позволяют говорить о заинтересованности Багдада и Эрбиля в мирном разрешении противоречий. Территориальные споры с Ираком и отсутствие четкой правовой базы негативно сказываются на доверии крупных компаний к долгосрочным проектам. Перспективы ввода газовой сети параллельно с нефтепроводом обеспечат региону дополнительные финансовые вливания, укрепив его экономическую независимость и геоэкономическое значение.