Аннотация:В статье актуализируется значимость модификации портрета учителя ХХI века, кото-рый трансформируется в эпоху неопределенности. На основе теоретического анализаавторы зафиксировали современные требования, которые предъявляются к учителю,работающему в цифровой эпохе: п рофессиональная, креативная, информационно-ком-муникационная, социальная компетентности; многозадачность; эмоциональный интел-лект; культурная, профессиональная и педагогическая мобильности. Были выявлены от-личия между учителем сегодняшнего дня и педагогом, который работал в школе 10 летназад; определены профессиона льные риски. В ходе эмпирического исследования былииспользованы количественные (анкетирование, контент-анализ) и качественные (опрос,интервью, включенное и невключенное наблюдение, анализ творческих работ педагогов)методы. В исследовании приняли участие 300 педагогов из Псковской и Московской об-ластей, а также из города Санкт-Петербурга. Проведенное эмпирическое исследованиепозволило дополнить профессиограмму учителя практико-ориентированными навы-ками. По результатам исследования авторы предлагают программу п рофессиональногоразвития учителей под названием «Современный учитель и вызовы ХХI века». Про-грамма повышения квалификации для учителей основана на положениях системно-де-ятельностного, антропологического и синергетического подходов и реализуется посред-ством интерактивных форм работы. Предложена тематика занятий, формы проведения,а также описаны особенности взаимодействия с педагогами в рамках курсов. Практиче-ская значимость исследования заключается в возможности содержательного обновленияи внедрения программ повышения квалификации педагогов, работающих в цифровуюэпоху. Профессиограмма современного педагога претерпела трансформацию: многоза-дачный учитель-менеджер, владеющий техническими средствами и умеющий находитьконтакт с детьми, живущими в цифровой реальности, становится педагогом новой фор-мации