Аннотация:В данной статье автор ставит своей задачей изучить повседневную жизнь и ментальность сахалинских каторжан на основе их песен и стихов, используя для этого историко-сравнительный и историко-генетический метод. Это должно помочь взглянуть с другого угла на данные проблемы, так как до этого источники созданные самими каторжанами использовались достаточно мало. Из примеров можно отметить, только воспоминания И.П. Ювачёва и статьи Л.Я. Штернберга и Б.О. Пилсудского. Притом их никак нельзя было назвать рядовыми арестантами, в отличие от создателей многих каторжных песен и стихов. В ходе работы выясняется, что хоть на Сахалине практически не существовало оригинальной песенной культуры, однако она заменялась богатой культурой стихосложения, которая, помимо общих мотивов дома, любви и тяжёлой судьбы каторжан затрагивала и оригинальные местные проблемы. Автор делает предположение, что подобное положение вещей было вызвано общей атмосферой недоверия и скрытности царящей на острове. Это объясняет большую популярность стихов, так как их можно было писать для узкого круга друзей или в стол, в отличие от песен, особенно каторжных, которые предполагали исполнение на широкую публику.