Место издания:Автономная некоммерческая организация «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» Санкт-Петербург
Первая страница:36
Последняя страница:52
Аннотация:Малое и среднее предпринимательство (МСП) неравномерно развито в регионах России. При этом негативные тенденции в секторе преобладают последние несколько лет, но особенно сложными условия стали в период пандемии. Определение факторов, определяющих различия между регионами и тенденции развития, значимо для поиска инструментов улучшения ситуации. По нашим эконометрическим оценкам наиболее значимыми факторами развития малого бизнеса являются доходы домохозяйств, доступ к международным и межрегиональным рынкам и доступность капитала. Плотность малого бизнеса ниже и снижалась в регионах с высоким уровнем преступности. Доступ в Интернет все более значим, поскольку это улучшает доступ к рынкам, а в период эпидемии - способствует адаптации бизнеса. Господдержка в виде налоговых льгот и каникул может иметь положительный эффект, но это влияние ограничено. По докризисным расчетам исходя из изменения факторов число малых фирм в 2020 г. должно было сократится на 1,54%, но в итоге превысило 5%, иными словами, роль новых факторов была определяющей. В коронакризис сектор МСП пострадал от противоэпидемиологических мер и падения доходов населения, поэтому более сильное сокращение числа субъектов МСП наблюдалось в отдельных крупных агломерациях, северных сырьевых и приграничных регионах. Ниже падение было в регионах с благоприятным бизнес-климатом и проактивными региональными властями, а также в сельскохозяйственных центрах. Выявленные факторы могут помочь понять возможности и ограничения политики в области предпринимательства.