Аннотация:Выпуск учебных СМИ и проблема верификации информации
Наличие верифицированной информации является главным отличием профессиональных медиа от множества других информационных ресурсов. Проблема проверки сведений становится все более острой в связи с информационными войнами, попытками использовать СМИ для пиара различных проектов и идей, с распространением информационных фейков в интернете и т.д.
Студенты факультета журналистики знакомятся с основными профессиональными принципами сбора и проверки информации на первом курсе. Эти принципы общеизвестны, однако практическое следование правилам работы с информацией довольно затруднительно для начинающих журналистов. Своеобразной проверкой усвоения этих принципов являются учебные модули, связанные с выпуском учебных СМИ.
Опыт учебной газеты «Журналист», старейшего медиа факультета журналистики МГУ, показывает, что не все обстоит благополучно с усвоением на практике принципов фактчекинга. При подготовке почти каждого номера были обнаружены некоторые нарушения «золотых правил» работы с информацией: отсутствие ссылок, особенно на интернет-источники, подмена компетентных источников более доступными, пренебрежение правилом «двойной проверки», некритичное отношение к информации в интернете и т.п. Несколько таких ошибок было выявлено выпускающими редакторами на последней стадии подготовки номера, однако даже в профессиональных медиа случаются истории, когда фейки становятся легитимными после двух-трех перепечаток в различных СМИ.
Представляется, что в процессе практической подготовки будущих журналистов навыкам проверки информации должно уделяться больше внимания. Необходим пакет предложений, направленных на их формирование у студентов. Во-первых, предстоит усилить контроль за проверкой информации со стороны выпускающих редакторов-преподавателей, а при «разборе полетов» обсуждать все допущенные фактические ошибки и учитывать небрежность в работе с информацией при аттестации студентов. Во-вторых, назначать при подготовке учебных СМИ студентов, ответственных за фактчекинг (в рамках деловой игры - «свежая голова»). В-третьих, было бы целесообразно ввести на факультете журналистики специальный курс по фактчекингу и, возможно, по дата-журналистике.
Формирование навыков проверки информации сегодня является краеугольным камнем модернизации образовательных программ по журналистике, в частности, на это направлены наработки Европейского журналистского центра (Verification Handbook, 2013), проекты «Нового репортера», stopfake.org. В ноябре 2016 года М.Корневым (РГГУ) проводился вебинар «Фактчекинг в цифровых коммуникациях», а в Пермском университете проводятся тренинги по дата-журналистике.