Аннотация:В статье исследуется изменение понятия среды как субъектообразующего фактора в связи с диджитализацией современной культуры и возникновением новых форм культурного и эстетического представления. Показывается, что начиная с конца ХХ века человек все менее определяется своим фактическим окружением и всё более – информационно-эстетическим, задаваемым пространством виртуального. Конечная амбиция виртуального смещает в сторону медиапространства не только понятие среды, но и понятие субъектности, которая, с одной стороны, задаётся как распределённая идентичность, и с другой, стороны, связывается с манифестацией присутствия как присутствия маски, теряющей и собственную статичность, и от-личённость как отделённость от закрываемого ею и исчезающего в за-масочном пространстве лица. Эстетика среды связывается тем самым с эстетикой подмены и безосновности, что отражается как в понятии «дезиллюзии», становящемся основным понятием современной философии, так и в понятии «тёмной экологии», трансформирующем традиционные эстетические ценности природы. В сфере эстетики среды как субъектообразующего фактора мы приходим к идее дезиллюзии и к концепту представляющей человека маске без стоящего за ним лица. В сфере эстетики среды как традиционно понимаемой природы мы обнаруживаем позицию «экологии без природы» или «тёмной экологии». Тёмная экология настраивает нас на восприятие природы не как возвышенного и прекрасного, но как ужасающего и угрожающего.