Аннотация:В статье рассматриваются особенности образовательных траекторий студентов в зависимости от того, как они поступали в вуз. Отличительной особенностью в образовательном переходе «школа – вуз» в российской системе образования является наличие различных оснований для поступления: по результатам ЕГЭ, по результатам участия в олимпиадах школьников, по целевому приему, по особой квоте. Эти основания оказывают существенное влияние как на дальнейшие образовательные траектории студентов, так и на качество подготовки выпускаемых вузами специалистов и их профессиональные траектории. Вместе с тем устойчивость системы высшего образования к внешним вызовам, обеспечение ее конкурентоспособности, модернизации и поиск новых форм и моделей работы с талантливой молодежью в настоящее время являются приоритетными направлениями развития отечественной высшей школы. В настоящей работе приводится сравнительная оценка студенческого контингента, его мотиваций на обучение и на образовательные достижения в процессе учебы, представлениях о возможных профессиональных и образовательных траекториях в разрезе различных групп обучающихся. Основой для анализа послужили данные опроса студентов вузов России, проведенного сотрудниками Центра стратегии развития образования МГУ имени М.В. Ломоносова и РУДН в ноябре–декабре 2021 г. (N=37457). Результаты исследования показывают, что на этапе образовательного перехода из школы в вуз формируется весьма неоднородный студенческий поток, существенно различающийся как по качеству, так и по формам подготовки, реализации индивидуальных способностей и наклонностей, уровню мотивации и запросов на получение высшего образования. Особую группу среди абитуриентов составляют победители и призеры олимпиад школьников как наиболее перспективные и мотивированные выпускники школы. Однако реалии вступительных кампаний последних лет показывают, что наличие вариативных оснований поступления в вуз приводит к определенным конфликтам и противоречиям в рамках высшей школы.