Аннотация:Статья посвящена формированию образов и сюжета «Медного всадника» А.С. Пушкина в контексте государственной идеологии и общественных представлений о Петре Великом. Выявляются основные стратегии развития положительного образа Петра в XVIII веке, а также их критика в общественных кругах на рубеже XVIII–XIX веков. Рассматриваются пути создания авторского пушкинского образа императора и задачи, которые поэт решал с его помощью. «Медный всадник» проанализирован в русле политического противостояния А.С. Пушкина с А. Мицкевичем. Отмечается соотношение пушкинской апологии Петра и воссозданного в начале 1830-х годов государственного культа царя-реформатора. Автор приходит к выводу, что в пушкинском творчестве были синтезированы две линии развития положительного мифа о Петре, идущие от Феофана Прокоповича и Екатерины II. Первоначально поэт стремился добиться амнистии декабристов, но после 1830 года возник образ «революционера сверху» и тема амнистии перестала быть актуальной. Отмечается, что если в XVIII веке образ Петра в общественном сознании формировался под воздействием государственной идеологии, то после 1825 года ситуация поменялась на противоположную.