Аннотация:В докладе говорится о новом историческом запросе на традицию и
идентичность, который возникает по мере того как процесс глобализации обнаруживает
свои естественные пределы. Утверждается, что русская и российская идентичности основаны на религиозно-этической, а не на этнической доминанте. Одним из важных элементов российской идентичности следует считать ирредентизм (идею воссоединения самого
крупного на сегодня разделенного народа мира – русского), который следует отличать от
насильственной «русификации» других этносов. Ядро русской идентичности, если придерживаться известной веберовской формулы, – «православная этика и дух солидарности» (то есть справедливости, товарищества и взаимопомощи). Это и есть специфический
русский этос. Практически идея справедливости играет в русской традиции роль категорического императива. По мнению автора, христианская этика может стать точкой сборки
значимых для России социокультурных содержаний. Этот фактор в сочетании с фактором
русского языка позволяет дать и более четкое смысловое наполнение понятию «русский
мир», которое все еще не получило окончательного определения.