Аннотация:Золотой век мозга ознаменовал появление ряда новых подходов к решению традиционных для философии вопросов и постановку новых проблем, нехарактерных для гуманитарного подхода. Развитие современной когнитивной нейробиологии происходит в междисциплинарном контексте: взаимодействие с гуманитарными дисциплинами основывается на привнесении когнитивных методов в рассмотрение общего предмета исследования. Так, когнитивный подход в эпистемологии дополняет видение познающего субъекта данными нейробиологии. Например, проблема свободы воли обретает новый уровень рассмотрения в контексте теории принятия решений. Данные о нейрональной активности, опережающей осознанное действие, вызывают дискуссии о, так называемой, «иллюзии» свободного действия. При анализе метода когнитивных наук и аспектов его применимости к вопросу о сущности субъекта познания следует обратиться к современным концепциям функционирования мозга. Последние исследования предлагают рассматривать мозг как аппарат, настроенный на постоянное прогнозирование событий объективного мира и мира субъективных представлений. Представление о мозге как о машине, работающей по принципу «стимул-реакция» оказывается недостаточным для описания динамики взаимодействия с окружающим миром. Прослеживается импликативная связь с проблемой «гносеологической робинзонады»: так ли суверенно мышление субъекта или оно реализуется как постоянное взаимодействие, сонастроенная открытость к внешнему? Отказ от другой «машинной» метафоры для объяснения работы мозга состоит в пересмотре концепции мозга как механизма, состоящего из стандартного набора структур, каждая из которых ответственна за ту или иную когнитивную функцию. Мозг с этой точки зрения представляется как видоспецифический, инвариантный для любого человека универсальный носитель когнитивных функций. Современные исследования нейронаук пришли к динамической парадигме локализации функций в мозге. Пересматривается жёсткая асимметрия активности полушарий при выполнении той или иной деятельности. Здоровый человек в комфортных условиях для решения когнитивных задач использует весь объём своего мозга, интегрируя латерализованные функции. Например, ранее считалось, что при изучении нового языка активно задействованы только речевые области левого полушария (центр Брока, область Вернике). Исследования нейронных механизмов в процессе синхронного перевода, говорят нам о том, что в процессе работы с языком так же задействованы области правого полушария, отвечающие за целостное восприятие. Правое полушарие активирует информацию, связанную с чувственным и эмоциональным опытом. Оно участвует в мониторинге текущей информации и соотнесении поступающей информации с долговременной памятью. Левое же активирует контекстуальные семантические связи и подавляет неподходящие для текущего контекста значения. Так, концепция мозга как целостной системы, структуры которой функционально интегрированы, лучше объясняет сложность выполняемых когнитивных задач. Подобная модель сходна с концепцией коннекционизма в когнитивной психологии: действующие единицы мозга — пластичные сети, способные к переобучению и синхронной работе. Подкрепление эмпирическими фактами получают ранее выдвинутые в психологии идеи о зависимости когнитивной функции от культурно-средовых факторов. Исследования в области сравнения мозговой активности представителей различных культур привели к выводам, что когнитивные особенности детерминируются как генетически, так и в процессе онтогенеза под воздействием внешних факторов (культурных, социально экономических). На основе этого выдвигается предложение о пересмотре представлений о субъекте познания. В противовес трансцендентальному субъекту, обладающему автономными формами познания, новый субъект обладает такой когнитивной функцией, которая внешне включена в ситуативную социокультурную среду, а её материальным субстратом является пластичная динамическая нейронная система. Таким образом, подчёркивается необходимость рассмотрения субъекта, субстанциальной характеристикой которого является деятельность.