Аннотация:В предисловии переводчиц Лолиты Агамаловой и Елены Костылевой к публикуемой впервые на русском языке статье Донны Харауэй «Ситуативные знания: вопрос о науке в феминизме и преимущество частичной перспективы» (1988) обсуждается центральный для авторки и феминистской эпистемологии вопрос о соотношении власти и знания. Для Харауэй этот вопрос звучит в первую очередь как вопрос о властных позициях в производстве научного знания. В предисловии раскрывается контекст появления этой работы и ее синтетический характер в отношении, с одной стороны, социально-конструкционистского взгляда на проблему объективности в науке, а с другой - феминистского критического эмпиризма. Позиция Харауэй заключается в критическом осмыслении метафизического метода как производящего «знание», полученное «из ниоткуда», будто бы увиденное «Глазом Бога». С ее точки зрения, Мужчина участвует в производстве знания как лишенный тела, не отягощенный телесностью, словно бы выпрыгнувший из нее (она называет это «уловкой бога»). В качестве альтернативы исследовательница предлагает использовать другие способы визуализации (ви́дение из конкретной точки, телесно воплощенной позиции, из конкретного тела), концептуализированные ею как множественные «ситуативные знания». В пределе этот подход становится антифилософским. Но что в то же время происходит с самой философией, если власть и знание в ней отождествлены? В связи с этим обсуждается статья Филиппа Лаку-Лабарта «Трансценденция кончается в политике» (1981), в которой анализируется попытка утвердить гегемонию философии над другими науками, предпринятую Мартином Хайдеггером.