Аннотация:Нарушения межполушарного и внутриполушарного взаимодействия при речевой патологии, описанные А.Р.Лурия на материале органической поражений, исследуются в качестве возможной причины и такой функциональной патологии речи, как заикание. В качестве основного фактора этого расстройства рассматриваются функциональные нарушения, возникающие в момент готовности к речи, что позволяет дополнить Луриевскую модель структуры речевой системы. В качестве механизма восстановления речи (в соответствии с теорией викариата А.Р.Лурия) и в этом случае можно считать межполушарный перенос функций. В результате комплексного нейропсихологического и психофизиологического исследования были обследованы две группы испытуемых – нормально говорящие и заикающиеся. На основе регистрации 16-канальной ЭЭГ и использования оригинальной методики выделения вызванных потенциалов мозга, предшествующих моменту произнесения, зафиксирована и проанализирована (на основе расчета эквивалентных диполей) мозговая динамика и взаимодействие структур в процессе подготовки речевого акта, что позволяет выявить механизмы речевой готовности. В эксперименте испытуемому через динамик подавали определенный звук русской речи (всего было использовано четыре звука), который он через промежуток 1.5 - 2 секунды должен был повторить. Исследовалась как синхронизированная с фактом произнесения вызванная активность, предшествующая на интервале 600 миллисекунд произнесению слова, так и процесс восприятия данного звука речи. Полное нейропсихологическое обследование тех же испытуемых с количественной оценкой результатов и исследованием межполушарной асимметрии позволило объяснить обнаруженные индивидуальные особенности и выявить закономерности мозговой организации речевой готовности, зафиксированной по данным электроэнцефалографии. Предполагается, что в дальнейшем испытуемые, страдающие заиканием будут обследованы вторично, после курса реабилитации по методу семейной логопсихотерапии, позволяющей эффективно восстанавливать речь. Это позволит проследить динамику изменения мозговых взаимодействий и выявить механизмы восстановления речи.