Аннотация:1.
Международное инженерное движение
Развитие инженерного движения в Европе. Создание национальных
объединений инженеров в ряде развитых стран (Великобритании, Германии,
США и др.), причины достижения этими странами высокого уровня развития
промышленности. Международные инженерные объединения как основной
гарант соответствия национальной квалификации того или иного инженера
общим европейским стандартам Взаимодействие Российского союза
инженеров и международных инженерных ассоциаций.
2.
Система оценки качества образовательных программ для
высокотехнологичных отраслей
Стандарты и процедуры аккредитации инженерных программ («EUR-
ACE Рамочные стандарты аккредитации инженерных программ). Обзор
стандартов. Результаты обучения и критерии аккредитации. Программы
первого и второго циклов. Признание инженерных степеней.
3.
Развитие образования для высокотехнологичных отраслей
Высшее образование. Особенности построения программ и траектории
обучения инженерным специальностям в университетах-лидерах
рейтинга TheworldUniversityRankings 2011-2012 (Калифорнийский
технологический институт и Массачусетский технологический институт).
Применение дистанционных образовательных технологий в проведении
исследований, создании прорывных изобретений. Системы повышения
квалификации инженерных кадров наиболее технологически развитых стран
Европы, Америки, Азии: формы обучения (очные, заочные, смешанные
курсы) и обоснованность их применения для той или иной инженерной
специальности, особенности формирования и размещения контента программ
подготовки и переподготовки инженерных кадров. Сравнение подходов к
формированию программ повышения квалификации с Российской системой
дополнительного профессионального образования.
4.
Сотрудничество промышленных корпораций и высших учебных
заведений в реализации дополнительных образовательных программ
Формы осуществления взаимосвязи высшего образования и
промышленности в России и за рубежом. Процесс адаптации программ
повышения квалификации к современным условиям мирового и
национального экономического развития. Степень влияния промышленных
предприятий на разработку образовательных программ и формы их
контроля. Стимулирование промышленных предприятий к инвестициям
в профильные университеты. Ответственность предприятий за обучение
своих действующих или потенциальных сотрудников. Переопределение
национального рынка труда. Мотивация к самообразованию. Опыт
использования открытых (дистанционных курсов) в процессе
самообразования работников инженерных специальностей непосредственно
на своем рабочем месте (на примерах ведущих стран по внедрению в
промышленность наукоемких технологий :США, Канады, Великобритании,
Германии, Китая, Японии).Перечень и описание предлагаемых схем процесса
взаимодействия промышленности и ВУЗов с учетом уровня реального
развития участников процесса. Плановые результаты, которые будут
получены в ходе внедрения схем, расчет рисков и описание методов их
уменьшения (нейтрализации).
5.
Законодательная система в процессе формирования и развития класса
высокопрофессиональных кадров для высокотехнологичных отраслей
Поддержка правительства развитых и развивающихся стран (на примере
Индии) инженеров и инженерного образования: национальные проекты
и инициативы в области повышения качества преддипломного и
последипломного обучения. Законодательное управление повышения
имиджа инженеров в общественной среде. Легитимность открытого
(дистанционного) последипломного образования. Сила и слабость
российского законодательства в области методов и форм переобучения
российских технических работников. Предложения по внесению изменений
в российское законодательство для ускорения процесса формирования
национального инженерного корпуса, соответствующего требованиям
европейских стандартов подготовки кадров. Выводы.
E-learning Education: Applying International Experience to High-Tech
Industries in Russia
E.V. Lavrenova, General Director, eNano
1) The International Engineering Movement
Development of the engineering movement in Europe. The creation of national
unions of engineers in several developed countries (Great Britain, Germany,
USA, and others), and reasons for high level of industrial development in these
countries. International engineering unions as the best guarantee that an engineer's
national qualifications meet general European standards. Cooperation between the
Russian Union of Engineers and international associations of engineers.
2) System for evaluation of the quality of educational programs in high-tech
industries.
Standards and procedures for accrediting engineering programs (EUR-ACE
Framework Standards for Accrediting Engineering Programs). Overview of
standards. Results of training and criteria for accreditation. First- and second-
cycle programs. Recognition of engineering degrees.
3) The development of education for high-tech industries.
Higher learning. The peculiarities of program structures and training trajectories
for engineering degrees in leading universities of The World University Rankings
2011-2012 (California Institute of Technology, Massachusetts Institute of
Technology). Applying technologies of distance learning in conducting research
and developing breakthrough innovation. Systems advanced training for engineers
in the most technologically developed countries of Europe, America, and
Asia: types of training (on-campus, distance, blended), the specifics of applying
these systems for various types of engineering programs, and the peculiarities of
forming and accommodating content for training and re-training engineers. A
comparison of approaches in forming training programs with the Russian System
of Extended Professional Education.
4) Cooperation of industrial corporations and institutes of higher education in
facilitating extended education programs.
Forms of interaction between higher education and industry in Russia and
abroad. The process of adapting advanced training programs to modern conditions
of world and national economic development. Degree of influence of industry on
developing educational programs and forms of their control. Stimulating industry
to invest in core universities. The responsibility of industry for training current
and potential employees. Redefining the national labour market. The motivation
for self-education. Experience of using open (distance) courses in the process of
self-educating employees at the workplace (using examples from leading countries
in terms of implementing high-tech methods: USA, Canada, Great Britain,
Germany, China, Japan). List and description of proposed ways of interaction
between industry and institutes of higher education taking into account the level
of development of this process participants. Planned results that will be achieved
in the process of implementing these systems of cooperation, risks estimation and
methods of their minimization (neutralisation).
5) The role of legislative system in forming and developing a class of highly
professional specialists for high-tech industry.
Government support for engineers and engineering education in developed and
developing countries (for example, India): national projects and initiatives in
improving the quality of pre-graduate and post-graduate training. Legislative
control over improving the image of engineers in society. The legitimacy of
open (distance) post-graduate education. The strengths and weaknesses of
Russian legislation in terms of methods and forms of re-training Russian technical
employees. Recommendations for changing the Russian legislation in order to
speed up the process of forming a national corp of engineers meeting European
standards. Conclusions.