Аннотация:Задача коммивояжера в общей постановке состоит в поиске гамильтонова цикла, обладающего минимальной суммой весов дуг в полном ориентированном асимметричном графе. Несмотря на простую постановку, задача коммивояжёра является NP – трудной. Метод ветвей и границ является основой наиболее эффективного по времени алгоритм решения задачи коммивояжера, доставляющего точное решение. Однако, для ряда прикладных задач, время получения решения с использованием этого алгоритма практически не приемлемо. Несмотря на веер эвристических алгоритмов, разработанных для задачи коммивояжера, для некоторых прикладных задач в бизнес-информатике и логистике актуально получение точных решений в диапазоне малых размерностей.
В статье приведены результаты по разработке и статистическому исследованию комбинированного алгоритма решения задачи коммивояжера, получающего точные решения, в условиях ограничения по среднему времени решения для размерностей, не превышающих 55, возникающих при решении задач транспортной логистики (данные предоставлены компанией ООО «Группа КИТ»).
Рассматривается реализация метода ветвей и границ в комбинации с метаэвристическим алгоритмом Lin-Kernighan-Helsgaun. Описаны подходы, позволившие при разработке этого комбинированного алгоритма существенно сократить время решения индивидуальных задач коммивояжера, и удовлетворить требование компании по временной эффективности.
Ключевые слова: задача коммивояжера, комбинированный алгоритм, метод ветвей и границ, алгоритм Lin-Kernighan-Helsgaun, временная эффективность, транспортная логистика