Аннотация:Статья посвящена анализу и осмыслению орфоэпического медиастандарта в плане идеальной и реальной модальности. Предложенное направление исследования продиктовано отсутствием взаимно однозначных отношений между эталоном (произносительным идеалом), декларируемым профессионально ориентированными словарям, и телевизионной практикой. Опираясь на исследования не только теоретиков языка и медиа, но и наблюдения практиков; работы ортологические и частно-описательные; языковой материал, почерпнутый из разных программ советского и постсоветского времени, мы смогли ответить на следующие вопросы: правомерно ли применять медиастандарт, вербализованный более 60 лет, как универсальный или же он имеет ограниченный радиус действия? что является мерилом правильности, уместности и в конечном счете эффективности в условиях эфира? как в телевещании разных культурно-исторических эпох распределяются роли между двумя типами норм – орфоэпическим медиастандартом и литературной произносительной нормой?