Аннотация:В статье поднимается проблема происхождения каталонской романской художествен- ной традиции XI–XII вв. Целью данной работы стало желание продемонстрировать специфику и ком- плексность этой региональной художественной традиции и на примере историографического дискурса, развернувшегося в медиевистических исследованиях прошлого столетия и в начале XXI в., рассмотреть основные теории происхождения каталонской романской живописи. На основании проанализирован- ных работ автор отмечает, что желание исследователей устанавливать преемственность между каталонской и какой-либо ещё средневековой художественной традицией было нередко связано с полити- ческой повесткой в Каталонии. В ходе исследования автором было выделено три основных теории, преобладавших в работах, посвящённых установлению авторства памятников романской каталонской живописи: ломбардская теория, южно-французская теория и римская теория. Несмотря на устойчи- вость в историографии теории о североитальянском происхождении каталонских мастеров романской каталонской живописи (мастера Педрета), сегодня всё больше исследователей оспаривают связь ката- лонских мастерских с Ломбардией и настаивают на влиянии Рима и Южной Италии на романскую ху- дожественную традицию Каталонии. По мнению автора, тенденция ассоциировать каталонскую худо- жественную школу с римско-кассинским кругом памятников непосредственно связана с актуальными сепаратистскими настроениями в регионе и желанием продемонстрировать самобытность своей наци- ональной традиции, являвшейся преемницей раннехристианской художественной традиции. В рамках данной статьи история изучения каталонского романского искусства впервые будет представлена в со- ответствии с актуальным социально-политическим контекстом в Каталонии.