Аннотация:Фундаментальным противоречием между фантастикой и религией является то, что религиозная парадигма основана на вере, а фантастическая — на вымысле, то есть — идеальном конструировании, основанном на знании. По этой причине долгое время тема религии практически отсутствовала в произведениях фантастов. Научная фантастика была в большей мере сосредоточена на достижениях научно-технического прогресса, чем на вопросах религиозного сознания. А.П. Казанцев — один из наиболее ярких представителей литературно-философского направления «научно-технический романтизм». Мировоззренческая парадигма А.П. Казанцева строится на трех основаниях: гуманизм, технократия и коммунизм. Изучив технократию как наиболее перспективный для человечества путь развития, автор пришел к выводу, что технократия без гуманности не представляет собой ценности. По мнению А.П. Казанцева, естественные идеалы — добро, гуманизм, любовь — проистекают из самой сущности человеческой натуры, и поэтому именно на их основе следует строить социально-политическую систему. Так, на протяжении многих веков религия, до определенного момента, играла большую роль в политической жизни отдельных обществ. Религия выполняла важнейшие социальные функции: консолидацию общества, поддержание социальной стабильности, формирование групповой идентичности, которые с наступлением Нового времени в значительной степени, шаг за шагом, стали исполняться политической идеологией.