Аннотация:На основе лонгитюдного исследования развития учебной мотивации и ценностей обнаружены значительные, но разнонаправленные индивидуальные изменения и мотивационного профиля, и сознательного ранжирования ценностей, а также гендерные особенности развития мотивации. Выявленная система взаимосвязанных изменений учебной мотивации и ценностей характеризует развитие личности учащегося при переходе от 9 к 11 классу. Показано, что ценности, изменение которых связаны с изменением каждого из четырех выделенных учебных мотивов (аффилиации, самоутверждающе-учебного, учебно-познавательного и престижно-статусного) хорошо согласуются с их содержанием, а эти мотивы можно рассматривать как универсальные для данного периода школьного обучения, которые достаточно полно отражают и текущее состояние, и развитие мотивационно-ценностной сферы личности учащихся. Лонгитюдное исследование позволило обнаружить значительные, но разнонаправленные индивидуальные изменения и мотивационного профиля, и сознательного ранжирования ценностей, которые не заметны при сопоставлении данных, усредненных по группам испытуемых (как при «срезовых» исследованиях), имеются также гендерные особенности развития мотивации. Выявлена система изменений учебной мотивации и ценностей, характеризующая развитие личности учащегося при переходе от 9 к 11 классу, результаты доказывают, что динамика изменений в ранжировании ценностей не случайна, а взаимосвязана с изменениями мотивации, хотя и не полностью определяется ими, описывая лишь половину наблюдаемых изменений. Показано, что ценности, изменение которых связаны с изменением каждого из четырех выделенных учебных мотивов (аффилиации, самоутверждающе-учебного, учебно-познавательного и престижно-статусного) хорошо согласуются с их содержанием, а эти мотивы можно рассматривать как универсальные для данного периода школьного обучения, которые достаточно полно отражают и текущее состояние, и развитие мотивационно-ценностной сферы личности учащихся. Показано, что при развитии школьников с 9 по 11 класс, не зависимо от мотивационных типов, статусные и конкурентные ценности оказываются противоположными ценностям познания и творчества. Development of learning motivation and sphere of values of senior school children. During the longitudinal study of learning motivation and values there were significant, but differently directed changes in individual and motivational profiles, conscious ranking of values as well as gender-sensitive development of motivation found. There was a system of interrelated changes in learning motivation and values revealed. It characterizes the development of a pupil’s personality during the steps from the 9th to 11th grades. It was shown that those values which change associated with changes in each of the four selected educational motives (affiliation, self-affirmation through education, desire for knowledge and prestige-status) were in good agreement with their contents. These motives could be considered universal for a given period of schooling. They adequately reflect both the current state and the development of motivational areas and sphere of values of a student.