Аннотация:Статья посвящена анализу исторических представлений средневековых арабов. Автор пытается выяснить, какое место исторические знания занимали в средневековой арабо-мусульманской эпистемологии. Поскольку в средневековом арабском мире жанры историописания в традиционном смысле отсутствовали, то для анализа В.А. Кузнецов привлекает самые разные типы исторических произведений, включая генеалогии, жизнеописания, рассказы о пророках и пр.. Его интересует, как отразилась в этих памятниках идея истории, с помощью каких терминов арабские авторы обозначали историю и историческое знание. Автор показывает, что долгое время идея единого исторического знания или исторической науки была чужда арабо-мусульманской традиции, хотя преобладал общий взгляд на историю как теофанию. В средневековой арабо-мусульманской гносеологической системе, сформировавшейся в Х в. и продолжавшей существование в дальнейшем, историческое знание представлено слабо. История в целом занимала в этой системе подчиненное положение по отношению к прочим видам наук. Автор приходит к выводу, что лишь в позднесредневековый период (ибн-Халдун и др.) намечается тенденция выделять историописание в отдельный вид познания.