Аннотация:В данной статье рассматриваются результаты анализа взаимосвязи показателей, симптомов и фаз выгорания с лично-
стным потенциалом у учителей и преподавателей. Показано, что профессиональное выгорание у учителей и преподавате-
лей проявляется по-разному: у учителей оно более выражено и затрагивает преимущественно эмоциональную сферу, а у
преподавателей – сферу отношений к себе, профессии, окружающим. Необходимо подчеркнуть, что выгорание рассматри-
вается как вид психического состояния личности, более других состояний, отрицательно воздействующего на свойства и
качества личности, включая его высшие потребности и высшие ценности.
В работе определена качественная и количественная специфика комплексов личностных качеств, способствующих или пре-
пятствующих выгоранию педагога. Обосновано, что самоактуализация и связанные с ней ценностно-смысловые особенности лич-
ности, мотивы, особенности самоотношения и отношения к профессии взаимосвязаны между собой и составляют интегральную
характеристику развития личности – личностный самоактуализационный потенциал. Выявлено, что самоактуализационный лич-
ностный потенциал в зависимости от выраженности личностных качеств и ценностно-смысловых характеристик, его составляю-
щих, может препятствовать или способствовать развитию выгорания и других неблагоприятных состояний педагогов. Представ-
лены модели высокого и низкого личностного самоактуализационного потенциалов педагогов. Показано, что высокий самоактуа-
лизационный потенциал у учителей снижает проявления эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональ-
ных достижений, а у преподавателей – редукции персональных достижений и деперсонализации. Эти данные позволили рассмат-
ривать самоактуализационный личностный потенциал педагога, включающий комплексы ценностей разного уровня, как метака-
чество, ядро которого составляют ценности, детерминирующие резистентность педагога к выгоранию.