Место издания:Издательство Скифия-Принт Санкт-Петербург
Первая страница:167
Последняя страница:168
Аннотация:Взаимосвязь эмоционального интеллекта (ЭИ) и эмоциональной креативности (ЭК) неоднозначна: были получены данные о том, что индивиды с высокимЭИ могут иметь низкие показатели ЭК и наоборот (Ivcevic et al., 2007). К томуже вопрос о возможности Top-down влияния этих высокоуровневых конструктов на более низкоуровневые процессы восприятия является малоизученным.Мы предположили, что особенности взаимосвязи ЭИ и ЭК могут быть выявленыпри изучении их проявления в процессах восприятия. Целью нашего исследования было изучить влияние ЭИ и ЭК на процессы восприятия эмоциональных лицв ситуации предъявления противоречивых неестественных экспрессий.В эксперименте приняли участие 57 человека в возрасте 18–40 лет (35 ж, 22м)все с нормальным или скорректированным до нормального зрением. В качествестимулов были выбраны лица из базы Пола Экмана с базовыми экспрессиями.Для эксперимента были созданы композитные лица, в которых верхняя частьодной экспрессии была совмещена с нижней частью того же лица, но другойэкспрессии. В результате в дополнении к базовым экспрессиям были полученыпротиворечивые выражения лица. В общей сложности были отобраны 38 стимулов (2 актера Х 6 базовых экспрессий + 13 композитных экспрессий). В первойчасти эксперимента испытуемому на 1 секунду предъявлялось одно из лиц, послечего на экране возникал список из 32 эмоций или чувств из теории Р. Плутчика.Испытуемому была дана инструкция выбрать ту(те) эмоцию(ии) или состояние(ия), которая(ые) наиболее точно описывает(ют) это лицо. Сообщалось,что можно выбрать любое количество названий эмоций. Во второй части эксперимента испытуемому аналогичным образом предъявлялись стимулы из первойчасти эксперимента, после чего перед ними появлялось пустое поле для записиответа. Задание было придумать ситуации, в которых у человека может бытьтакое лицо. Участникам также сообщалось, что они не ограничены в количествеситуаций. После этого участники проходили тест эмоционального интеллекта(ТЭИ, Сергиенко и др., 2019) и заполняли опросник эмоциональной креативности,разработанный Дж. Эвериллом (EСI, Валуева, Ушаков, 2010).Общий показатель ЭИ не коррелировал с общим показателем ЭК, однакобыли найдены связи Ветви 1 «Идентификация эмоций» со шкалой «Новизна»(r (57) =-.301, p=.023), и Ветви 2 «Использование эмоций для решения задач»со шкалой «Готовность» (r (57) =.294, p=.027). Среднее количество выбранныхэмоций оказалось не связано ни с одним из анализируемых показателей. Среднее 168 Ананьевские чтения — 2022количество придуманных ситуаций оказалось значимо положительно связанос Ветвью 3 «Понимание эмоций» (r (57) =.346, p=.008). Среднее количество придуманных ситуаций, среднее количество использованных слов и оригинальностьситуаций не показали значимой связи с общей ЭК и ее отдельными шкалами.Были обнаружены корреляционные связи между отдельными шкалами ЭИи ЭК, но не между общими показателями. ЭК оказалась не связана с количествомпридуманных ситуаций, их креативностью и количеством слов, использованныхдля описания. Среднее количество придуманных ситуаций в большей степенисвязано с ЭИ, а именно со способностью к пониманию эмоций. Чем лучше человекспособен понимать эмоции, тем легче ему придумать разные варианты ситуаций.Связь ЭК с процессами восприятия, по крайней мере в том виде, в котором онаизмеряется с помощью опросника ECI, не подтверждается.