Аннотация:В реальных условиях рабочая среда, поступающая в турбодетандер, может содержать некоторое ко-личество примесей, влияющих на характеристики потока, результирующее значение температурына выходе из ступени турбодетандерного агрегата (ТДА) и срок службы его проточной части. Нали-чие примесей зачастую становится причиной эрозионного разрушения лопаток рабочего колесаТДА вследствие их бомбардировки каплями образующегося конденсата. Современные типовые ме-тоды расчета эффектов кавитации и объемной конденсации либо не позволяют учитывать наличиеданных эффектов и степень их влияния на характеристики потока и проточную часть ТДА на этапеих проектирования, либо имеют довольно малую точность и являются лишь инструментом вероят-ностного предсказания эффектов кавитации и объемной конденсации, ввиду чего современная хо-лодильная техника, а также турбомашиностроительная отрасль в целом нуждаются в таком инстру-менте, который был бы лишен указанных недостатков. Впервые для решения задачи объемной кон-денсации при расширении парогазовой смеси в проточной части конкретной ступени ТДАприменяется модель конденсации, в основе которой лежит кинетическое уравнение для функциираспределения капель по размерам в нестационарной трехмерной постановке. Модель реализованав виде специального модуля, интегрируемого в CFD-пакет. На базе трехмерных нестационарныхрасчетов проводится сравнительный анализ влияния конденсации на термогазодинамику процессарасширения неконденсирующегося газа-носителя и конденсирующейся примеси в проточной ча-сти ступени конкретной модели ТДА. Локализованы возможные области возникновения объемнойконденсации, на основе расположения которых анализируются вероятные последствия (окажет лиэто какое-либо влияние на термогазодинамику и появятся ли области, подверженные эрозионномуизносу). В настоящей работе предлагается методика расчета расширения многокомпонентных сме-сей в проточной части ступени ТДА как без учета конденсации, так и с ее учетом