Аннотация:Целью статьи является анализ двух типов построения образа природы в культуре. Первый образ, основанный на европейской философии, анализируется на материале искусства П. Сезанна. Второй образ природы – на работах художника И. Левитана. Если в западной философии подчеркивается различение природы и человека, то в русском сознании природа и человек слиты. На основании выделения двух подходов к природе, формируются разные представления об апокалипсисе. Исследование приходит к выводу о том, что западная культура связывает апокалипсис только с природой, поэтому пытается ее преодолеть, и в первую очередь антропоцентрично, создавая политику трансгуманизма – отказа от природы как отказа от органичности собственного тела, а в итоге – от природности человека. Русская философия вследствие неотделенности природы от человека не может расстаться с природой, поскольку за этим следует отказ от человечности человека. Новизна заключается в обнаружении связи, выявляющей результат современных тенденций: стирание границ естественного и искусственного, а вследствие этого – техническое освоение самого себя.