Аннотация:Служба в Вооруженных силах Российской Федерации предъявляет высокие требования к личности военнослужащего как контрактной, так и срочной службы. Воинская деятельность, помимо сформированной профессиональной компетентности, способствующей адекватному и качественному решению поставленных задач, предполагает наличие морально-ценностных установок личности, нервно-психическую устойчивость военнослужащего, его готовность действовать в условиях повышенного риска. В связи с этим, проблема психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе армейской службы; создание условий, позволяющих призывникам в кратчайшие сроки адаптироваться к стрессовой среде армейской жизни, является первоочередной задачей как для психологической службы, так и для всех должностных лиц воинских частей и соединений.В ходе теоретического анализа было определено, что сущностью процесса социально-психологической адаптации военнослужащего по призыву является разрешение противоречия между сложившимися юноши в допризывной период его жизни установками, ценностями, привычками, стереотипами, навыками и необходимостью изменения их в связи с требованиями, предъявляемыми к личности военнослужащего в условиях армейской жизни. Особенно на начальном этапе службы в армии военнослужащий неизбежно сталкивается с ломкой привычных форм и способов поведения и необходимостью принятия новых норм, установок, ценностей в контексте новой ведущей деятельности — военной службы.Данный процесс предполагает существенные энерго- и психоэмоциональные затраты и может проходить весьма болезненно. Довольно часто, особенно на этапе первичной адаптации военнослужащего к условиям службы в армии, отмечаются такие проявления стрессорных реакций, как: повышенная возбудимость, напряженность, тревожность, нервозность, депрессивность, переживание отрицательных эмоций, конфликтность во взаимоотношениях.Несомненно, многое зависит от особенностей личности самого военнослужащего, его характера, системы ценностей, мотивационной структуры личности. Однако, по нашему мнению, правильно организованное психологическое сопровождение военнослужащих, особенно на начальном этапе службы в армии, будет способствовать их более успешной адаптации.Полученные нами данные, убедительно свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации у военнослужащих по призыву на начальном этапе службы с их личностными особенностями. Наиболее дезадаптированными оказываются те военнослужащие по призыву, у которых регистрируются высокие показатели агрессивности, безответственности, импульсивности, нейротизма, психотизма, самоуничижения, подавленности и тревожности; и, напротив, слабо выражены такие характеристики, как общительность, экстраверсия, личностно-адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.Апробация разработанной нами программы психологического сопровождения военнослужащих по призыву на начальном этапе службы позволила констатировать существенные изменения значений исследуемых показателей, что, несомненно, свидетельствуют об эффективности программы психологического сопровождения, направленной на преодоление трудностей адаптации военнослужащих.